А. М. Горький - буревестник революции

К 100-летию со дня рождения А. М. Горького

Сто лет назад, 28 марта 1868 года, в старинном русском городе на Волге — Нижнем Новгороде — родился Алеша Пешков, впоследствии всемирно известный писатель Максим Горький.

Безрадостное, босоногое детство в доме скупого деда Каширина, трудное отрочество, проведенное «в людях», и суровые «университеты» жизни, через которые пришлось пройти юноше, не сломили будущего писателя, не ожесточили его, но развили в нем активное сопротивление окружающей среде, свинцовым мерзостям жизни. Став писателем, Алексей Максимович обо всем этом рассказал в своей замечательной трилогии: «Детство», «В людях», «Мои университеты».

 Протестующий дух молодого Горького вылился в поэтическую строку не дошедшей до нас ранней поэмы: «Я в этот мир пришел, чтобы не соглашаться». И он действительно не соглашался с угнетением и унижением человека в капиталистическом обществе, с несправедливостью, ложью и лицемерием, со всем тем, что нес с собой буржуазный уклад жизни, что проповедовала мещанская мораль.

Странствия Алексея Пешкова по России, вызванные желанием получше узнать свою родину, раскрыли перед ним не только богатство и красоту природы, не только сокровища души простого народа, его талантливость, его несметную глубинную силу, но и его полное бесправие и бедственное положение. Страстный правдоискатель, он твердо решил бороться против существующего общественного порядка. Сама действительность с ее подневольным, порабощенным трудом революционизировала сознание молодого Горького. Недаром впоследствии он скажет, что его «марксизму научил казанский булочник Семенов», в образе которого, мастерски воссозданном писателем в рассказе «Двадцать шесть и одна» и повести «Хозяин», отразилась вся суть жестокой, загнивающей эксплуататорской России.

Борьба молодого Горького против бесчеловечного в жизни началась с утверждения светлого, чистого, сильного человека. Всем, с кем сталкивала его судьба в казанских трущобах и подвалах, на дорогах странствий по российской земле — босякам и бродягам, рабочему люду и крестьянам — он пытался внушить веру в собственные силы, в возможность изменить и переделать жизнь. Такая «пропаганда» насторожила казанских блюстителей порядка, и с тех пор жандармский глаз неусыпно следил за Горьким. Его трижды арестовывали и держали в тюрьмах, учреждали негласный и гласный надзор, всячески пытаясь изолировать от народа.

Прославлением свободного и гордого человека начал Горький и свою литературную деятельность. Его первый опубликованный рассказ «Макар Чудра» появился в 1892 году в тифлисской газете «Кавказ», открыв эру нового революционного искусства. Создатель романтического вольнолюбивого героя-борца и беспощадный реалист-обличитель «хозяев жизни» — таким входит в литературу новый писатель, выразитель настроений и дум пробуждающегося к революционной борьбе трудового народа. В 1898 году выходят в свет его «Очерки и рассказы», в начале 900-х годов первые романы «Фома Гордеев» и «Трое». Грядущую революцию Горький воспел в «Песне о Буревестнике», ставшей гимном борцов за свободу. Его произведения быстро завоевывают популярность. Ленин в 1901 году говорит о Горьком, как о «европейски знаменитом писателе».

Вместе с литературной известностью растет и общественно-политическая роль Горького. В одном из доносов директору департамента полиции подчеркивалось: «все, что есть только революционного в Нижнем, дышит и живет только Горьким». Писатель приходит к сознанию исторической роли рабочего класса. Все более тесными становятся его связи с большевиками, с ленинской «Искрой», с революционным авангардом страны. В 1905 году Горький вступает в партию, а 27 ноября 1905 года происходит первая встреча Горького и Ленина, положившая начало великой дружбе. После смерти Ильича Горький создает образ вождя и человека в своем бессмертном очерке «В. И. Ленин», по праву относящемся к лучшим творениям литературной ленинианы.

В 1906 году по заданию Ленина и партии Горький едет в Америку, где выступает с пламенными речами и воззваниями в защиту первой русской революции. Непосредственное участие писателя в практической революционной борьбе обогатило его творчество. В пьесах «Мещане» и «Враги», в романе «Мать» впервые на арену мировой литературы выходит рабочий-революционер, сознательный борец за социализм.

В период наступившей черной реакции революционному писателю путь в Россию был закрыт. Живя в далекой Италии, на острове Капри, Горький не порывает связей с родиной, перо художника по-прежнему служит делу ее революционного преобразования. В 1913 году, воспользовавшись царской амнистией, объявленной по случаю 300-летия дома Романовых, Горький возвращается в Россию и принимает активное участие в бурных событиях предреволюционных лет.

После победы Великой Октябрьской социалистической революции все свои силы, знания, опыт Горький отдает молодой Советской стране, возглавляя самые различные начинания общественной и культурной жизни.

В 1921 году в связи с крайне обострившимся туберкулезным процессом по настоянию Ленина Горький уезжает в Германию, затем в Италию. Этот вынужденный отъезд не порвал крепких нитей, соединяющих писателя с социалистической родиной. Он переписывается с десятками, сотнями советских граждан, руководит молодой советской литературой, много и плодотворно работает над новыми произведениями — монументальными эпическими полотнами «Дело Артамоновых» и «Жизнь Клима Сангина».

28 мая 1928 года вся наша страна восторженно встречала любимого писателя. Осуществилась его давняя мечта — собственными глазами увидеть Советскую Россию. Как непохожа она на ту, какой предстала перед писателем более тридцати лет назад в его странствиях. Восторженным взорам Горького открываются новые города и деревни, колхозы и совхозы, заводы и фабрики. Он видит новых людей, новые человеческие отношения, новый характер труда. Он видит возрожденную Россию и возрожденного человека! Он видит чудеса, которые совершила творческая энергия масс первого в мире социалистического государства. Свои впечатления о грандиозной социалистической стройке и о новых людях Горький передал в очерках «По Союзу Советов», в «Рассказах о героях», публицистических статьях и выступлениях.

Последние годы жизни писателя были до краев наполнены кипучей и разнообразной деятельностью. Он продолжает работу над четвертой книгой «Жизни Клима Самгина», создает новые драматические произведения, принимает деятельное участие в организации литературных сил в стране, в подготовке и проведении Первого Всесоюзного съезда советских писателей. Писатель-патриот выступает страстным борцом против фашизма. Его гневные статьи и памфлеты клеймят поджигателей новой мировой войны.

А. М. Горький умер в 1936 году. Но для великих людей скорбная дата смерти не существует. Они остаются вечно живыми в благодарной памяти народа. Бессмертны книги Горького, жива его вера в человека и любовь к литературе, названной им «человековедением».

В день своего столетия Горький остается нашим современником, помогающим нам в сегодняшнем трудовом дне.

А. ТАРАСОВА



 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Метрика